Летчики-истребители всегда считались военной элитой,
лучшими из лучших. Однако вскоре может статься так, что время людей-пилотов
уйдет безвозвратно и им на смену придут системы искусственного интеллекта (ИИ).
Первой такой системой является система, созданная исследователями из
университета Цинциннати (University
of Cincinnati), которая способна, пусть
пока только в виртуальном сражении на симуляторе, нанести поражение не только
любой другой системе ИИ, но и профессиональному летчику-истребителю, имеющему
за своими плечами десятилетия практического опыта.
Ученые провели ряд виртуальных боевых вылетов, в которых
была задействована система искусственного интеллекта с одной стороны, а
человечество представлял полковник ВВС США Джина "Geno" Ли (Colonel Gene "Geno" Lee). В каждом из боев система ИИ успешно
уклонялась от ударов человека-пилота и наносила ответные удары, достигавшие
цели в ста процентах случаев. Ли назвал новую систему искусственного интеллекта
"самым агрессивным, самым быстрым и динамичным, непредсказуемым
искусственным интеллектом, с которым ему приходилось иметь дело".
И полковник Ли знает о чем он говорит, он является
преподавателем, который обучает пилотов тактике ведения боевых действий в
воздухе. Он принимал участие в тысячах воздушных боев, как учебных, так и
реальных. Кроме этого, полковник Ли за последнее десятилетие провел множество
виртуальных сражений на симуляторах с системами искусственного интеллекта
различного уровня.
Но новая система, со слов полковника Ли, отличается от
всего, что было создано ранее. "Я был удивлен, насколько опытной и быстрой
была новая система. Создавалось впечатление, что она заранее знала обо всех
моих намерениях и реагировала немедленно на все мои маневры и пуски ракет.
Система знала, что можно противопоставить каждому сделанному мною выстрелу, и
моментально переключалась из защиты в нападение, как только предоставлялась
такая возможность".
Система искусственного интеллекта, имеющая название ALPHA, была разработана компанией Psibernetix, основанной Ником Эрнестом
(Nick Ernest), выпускником университета Цинциннати.
В разработке этой системы принимали участие специалисты из
Научно-исследовательской лаборатории ВВС США (Air Force Research Laboratory), а основной целью
создания новой системы является проведение тактических исследований во время
виртуальных воздушных боев.
"Сверхчеловеческие" способности системы ALPHA обеспечены наличием у нее системы
принятия решений, называемой нечетким генетическим деревом (genetic fuzzy tree) - разновидностью алгоритмов нечеткой
логики (fuzzy
logic).
Эта система работает подобно человеку, она раскладывает сложные задачи на
последовательность более простых подзадач, которые решаются быстро с высоким
тактическим уровнем. В результате этого система может решать чрезвычайно
сложные задачи с потрясающе высокой скоростью, на расчеты самых оптимальных
маневров в сложной динамичной обстановке воздушного боя системе искусственного
интеллекта требуется в 250 раз меньше времени, чем требуется человеку для того,
чтобы моргнуть глазом.
После нескольких часов безуспешных сражений с системой ALPHA, полковник Ли рассказал: "Я
возвращаюсь домой полностью разбитым. Я устал и я истощен в физическом и
психическом плане. Вполне вероятно, что подобные системы искусственного
интеллекта могут стать реальной проблемой для людей в далеком или не очень
далеком будущем".